tri_botinka (tri_botinka) wrote,
tri_botinka
tri_botinka

Categories:

Не думай о статистике свысока

26 мая 2010 г  вышло Постановление Правительства РФ от 26 мая 2010 г. № 367 "О единой межведомственной информационно-статистической системе" . Координатором единой межведомственной информационно-статистической системы является Федеральная служба государственной статистики, а оператором -  Федеральное агентство по информационным технологиям

Если заглянуть к уважаемому С.Купцову, то мы узнаем что же это такое:
---- cut-off
Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) разрабатывалась в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах».
ЕМИСС имеет статус государственного интегрированного статистического ресурса. Государственный интегрированный статистический ресурс - это информация, полученная органами Федеральной службы государственной статистики, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными организациями, формирующими статистические данные.
Система ЕМИСС является государственным источником актуальных и достоверных статистических данных, получаемых из ведомственных хранилищ данных. Ведомства, участвующие в обмене статистическими данными образуют узлы ЕМИСС (ВС ЕМИСС). Их взаимодействие производится через центральный узел ЕМИСС (ЦУ ЕМИСС). Доступ к статистическим данным ведомств осуществляется через web-интерфейс ЕМИСС только зарегистрированными пользователями.

Нормативные документы:


Документы ЕМИСС:


Проекты документов ЕМИСС:

--- cut-off

Вроде техническая реализация становится понятной - похоже очередной ОГИЦ. Но поскольку о нем говорил только не ленивый - то давайте разберемся глубже - на содержательному уровне - а кому это нужно.

Возьмем к примеру ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)" - мы выясним что несмотря что упоминания о Росстате в этой программе нет - он принимает в ней самое непосредственное участие.

Оказывается есть такая ежеквартальная форма отчетности форме "Сведения о целевых индикаторах и показателях реализации федеральных целевых программ (подпрограмм)" № 1-ФП (индикаторы) - определенная соответствии с п.5.5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 420, и во исполнение Федерального плана статистических работ на 2008-2010 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р )

Так вот эта форма отчетности, по замыслу авторов и соавторов из Минэкономразвития России и Минфина России и должна была стать объективным источником официальных докладов для Правительства и Президента, показывающим и количество, и качество в работе госзаказчиков.  Ну как говорится гладко было на бумаге, да забыли про овраги..    

Первый овраг (который скорее всего рукотворный) -  что собирает Росстат до сих пор не имеет ни единого автоматизированного инструмента по сбору этой статистики. Посмотрите на формы и приложения - опять до боли известный Word/Excel - нетрудно догадаться что готовится он руками, и проверяется похоже тоже. Ни о каких XML тегах, RDF - несмотря что уже на дворе XXI век - речи не идет.  Значит присутствует человеческий фактор, искажающий реальное состояние дел.

Второй овраг (не знаю кто автор) - это то , как Росстат собирает информацию. Не долго думая - он запрашивает ее .. у самих госзаказчиков. А они что - враги себе что-ли, вот и начинаются приписки/накрутки .   Где это было видано - чтобы исполнитель отчитывался за свою исполнительность сам себе ? У Росстата похоже видано..   Если врач из СЭС (когда ему надо) - буквально перевернет все пылинки в поисках недочетов - и таки получит объективную картину чистоты - то Росстат или сам, или ему настоятельно посоветовали как в анекдоте "верит джентльменам на слово".    

Третий овраг - признаю доходил до него не сразу, но зато получил нечеловеческое удивление, это то - какие же объекты умеет считать Росстат. Если мы работаем в ИТ индустрии - то привычным делом было бы считать емкости дисковой и оперативной памяти, количество процессоров на клиента.
Если душа болит о качестве кода - то о размере кода в миллионах строк, плотности ошибок на строку кода и пр... Если проектный учет - то KPI в параметрах проектной деятельности - выполнение в срок этапов, достижение целей , загрузки ресурсов.. В финансовой сфере неплохо бы увидеть эффективную % ставку, NPV , ROI и пр..
Можно фантазировать много - но оборву. Все это к Росстату не имеет отношения.   Посмотрим на один столбец "Единица измерения"  - какие же он может принимать значения. И к удивлению обнаруживаем что там есть какой то цифровой код - т.е. подразумевается наличие классификатора.  Какой же это классификатор ? 

Читаем методику - и тихо обалдеваем. Оказывается идет ссылка на Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ) с гордой припиской что он входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации РФ (ЕСКК), а тот в свою очередь содержит подмножество международных единиц.. Ага - вот и коды понятны откуда.
Штука оказывается имеет код "796", человек - "792",  а миллион рублей "385", есть даже "тысяча тюбиков" с кодом "775".

А где же скажем "этап" ? А вот этого в 1996-м году, в момент введения стандарта никто и не думал. Коды трехзначные, цифровые - и места под новые уже практически нет..  Т.е. штуки. килограммы считать можете - а вот что посеръезнее, увы - нет. 

Значит - получается - современные единицы, пришедшие нам из экономики и технологии мы посчитать не можем ? А как же работать-то !? Кричите громче - оказывается не я один это заметил..  "В числе инициатив:   совершенствование государственной статистики, которая пока не отличается оперативностью, не может  дать оценку происходящих процессов в терминах современного экономических и социальных терминов, в связи с чем не может быть в полном объёме и максимально эффективно использована в интересах своевременного реагирования при изменении ситуации в социально-экономическом развитии и принятия действенных мер."    (Г.Греф, 1999 год, когда у Всемирного банка был взят заем "на финансирование реформирования государственной  статистики")

Слов было много - В 2004-м году Г.Греф гневно возмущался: "Статистика должна быть поднята на максимально высокий уровень - должна быть максимально независимой" ....В 2004 году, когда Росстат подчинили Минэкономразвития, он лично просил президента вывести статистическое ведомство из подчинения министерства. Греф не уточнил, что по этому поводу ему ответил тогда президент.

Позже постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2006 г. № 595 “О федеральной целевой программе “Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах” была принята серъезная ФЦП  fcp.vpk.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2009/209 с бюджетом в 5,5 млрд. руб.

Может она позволит улучшить положение дел ? Читаем целевой индикатор "повышение скорости обработки информации на 10 - 15 процентов; увеличение объема статистической информации, находящейся в свободном доступе, на 20 процентов; увеличение числа пользователей информационных ресурсов государственной статистики на 22 - 25 процентов.."

С учетом того что по данным Garthner объем информации, находящийся в распоряжении организаций увеличивается каждый год в 10 раз (!) - увеличение производительности на 10-15% за 4 года возможно звучит малоамбициозно..

Может я и пристрастен - но вот только что при разбора админрегламента социальной услуги - выяснилось что Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) не полностью определяют перечни социальных услуг, фактически оказываемых социальными учреждениями.

В классификаторе недостаточно (опять !)  четко определены отдельные категории получателей услуг. В частности, при описании категории <несовершеннолетние граждане> используются формулировки: <несовершеннолетние граждане>, <дети и подростки>. В тексте классификатора не указывается, равнозначны ли данные понятия. Аналогичная ситуация складывается в отношении категорий <дети-инвалиды>, <подростки-инвалиды> и <дети и подростки с ограниченными возможностями>; <граждане пожилого возраста> и <престарелые граждане>....

Опять проклятая статистика и классификаторы..   "Ждать нельзя работать !" - где же в этой фразе нужно поставить запятую !???

Посмотрим и пожелаем ЕМИСС вылезти наконец из пеленок и начать ползать, закончив опять же звонкоголосым Германом Оскаровичем: "Самое страшное, что можно сделать - это играть со статистикой... Когда мы теряем сетку координат, то мы начинаем блуждать в темноте, и любые наши утверждения чреваты заблуждениями"
Tags: информационное общество, электронная россия, электронное правительство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments