tri_botinka (tri_botinka) wrote,
tri_botinka
tri_botinka

Планирование мероприятий при создании системы обслуживания платежных карт

Вопрос с Универсальной Электронной Картой (УЭК) как одного из инструментов доступа к инфраструктуре электронного правительства плавно движется вперед. Еще немного и стартанут пилотные проекты. Вполне ожидаемо что 100% успеха не будет. Почему - подведут технологии ? Да вряд ли . За рамками технологии остаются не менее важные вопросы - управление проектом, бизнес-планирование, методы принятия управленческих решений.

Цикл построения системы безналичных расчетов с использованием пластиковых карт обычно растягивается на недели и месяцы. Он включает в себя построение экономической модели проекта , создание стратегической и ролевой методологии. Что, конечно же, с трудом удается при отсутствии четкого понимания конечных целей проекта и плана развития. В зависимости от количественных показателей создаваемой системы и местных условий продолжительность этапов может быть различной, но обычно время построения региональной системы пластиковых карт не превышает 5-6 месяцев. Примерный план и позволю себе представить

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
I ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

Включает оценку ситуации на региональном рынке, получение численных показателей окружения, выработку требований к техническому и программному обеспечению, получение данных для финансового моделирования и оценки эффективности инвестирования, выбор поставщиков и заказ оборудования для проведения эмиссии пластиковых карт. Решаются следующие задачи:
1.    Определение круга реальных пользователей пластиковых карт: оценка количества владельцев карт, их социальный, образовательный и экономический статус, место проживания, временной интервал и места наиболее частого получения торговых и прочих услуг. Выявление типовых групп пользователей.
2.    Оценка количества существующих потенциально готовых мест для установки аппаратуры работы с пластиковыми карточками. Выявление мест с избыточными и наоборот, недостаточными ресурсами по обслуживанию владельцев карт. Определение дополнительных требований по индивидуальному, архитектурному, техническому, методическому оснащению существующих пунктов обмена валют. Оценка уровней инициативности и образования сотрудников пунктов с целью определения методики, уровня последующего обучения по работе с дополнительной аппаратурой.
3.    Экспертная оценка существующих платежных систем на базе пластиковых карт: обязательные и желаемые характеристики платежной системы. Требования по составу и классу аппаратного и программного комплекса оговариваются отдельным техническим заданием
4.    Разработка финансовых схем по необходимым классам пластиковых карт: дебетовым, кредитным, зарплатным и прочим. Согласование схем с бухгалтерией и отделом внутреннего аудита банка. Фиксирование принятого коллегиального решения.
5.    Переговоры с представителями разработчиков, экспертов, администрацией процессинговых компаний и платежных систем. Выявление степени их ответственности, технологической зрелости, стоимости технического решения, возможностей по обучению, гарантийному и послегарантийному обслуживанию.
6.    Выбор генерального подрядчика (или платежной системы) для последующего сотрудничества. Заключение юридически оформленных договоров о намерениях (сотрудничестве), выработка по рекомендациям подрядчика плана совместных действий на этапе внедрения и обучения. Оформление необходимых юридических, финансовых, страховых и прочих взаимоотношений.
7.    Выбор источника финансирования первого этапа, выбор способа и количественных характеристик по оплате необходимого оборудования, программного, методического материала. Назначение ответственного за прохождение платежей и своевременный прием (растаможивание), складирование полученного оборудования.
8.    Заказ тестового оборудования и имитаторов карт для обучения персонала пунктов выдачи/приема, сотрудников банка правилам и методам работы с пластиковыми картами. Опытная проверка и выявление узких мест в технологической цепочке прохождения информации.
9.    Индивидуальное и групповое обучение правилам работы с пластиковыми картами сотрудников банка, торговых и прочих организаций.
10.    Разработка и доработка специализированного программного обеспечения для работы с пластиковыми картами и информацией по карточным счетам в выбранной финансовой схеме.
11.    Подготовка паспортных и прочих данных потенциальных владельцев для персонализации карт.
12.    Проработка штатного расписания отдела пластиковых карт, набор технического, бухгалтерского, административного персонала.
13.    Выдача задания рекламно-аналитическому отделу и начало проведения рекламной компании по проекту. Основной акцент - раскрутка торговой марки.

II ЭТАП. ЭМИССИЯ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ

Включает выдачу изготовленных пластиковых карт пользователям, решение проблем обналичивания, кредитования карт, окончательную доводку юридических документов, начало работы с торговыми, страховыми и др. организациями. Решаются следующие задачи:

1.    Набор полного штата сотрудников отдела пластиковых карт. Выработка предложений по способам, методам оплаты возможного разового привлечения временных сотрудников из числа работников других организаций: банка, страховой компании, сотрудников обслуживаемых предприятий.
2.    Обучение и контроль знаний технических работников отдела сопровождения.
3.    Создание регионального центра обработки транзакций с необходимым компьютерным оснащением, телефонной и специальной компьютерной связью. Выработка организационных, технических и прочих механизмов по обеспечению его круглосуточной работоспособности
4.    Завершение юридической подготовки необходимых договоров и сопутствующих документов для правовой поддержки предприятий, банков, частных лиц, процессинговой компании - участников платежной системы.
5.    Окончательное юридическое закрепление финансовых и иных отношений между региональным центром и юридическими лицами-участниками системы.
6.    Подготовка необходимого тиража рекламных, учебных, материалов для индивидуальных пользователей пластиковых карт. Начало агрессивной рекламной компании в прессе и других средствах массовой информации. Основной акцент - узнавание торговой марки, формирование доброжелательного отношения к новой технологии.
7.    Окончание оснащения обменных пунктов и прочих мест обслуживания пластиковых карт техническим, программным методическим и рекламным обеспечением. Тестирование коммуникаций, выявление остаточных эффектов и, по окончании, испытаний - начало реального информационного обмена между точками и расчетным центром. Оформление актов готовности точек к работе.
8.    Выработка "скользящего" плана по выдаче пластиковых карт и заключению индивидуальных договоров, согласование всех вспомогательных мероприятий, заказ необходимых человеческих, временных и иных ресурсов.
9.    Начало выдачи пластиковых карт индивидуальным владельцам. Массовое заключение договоров на обслуживание по пластиковым картам. Дополнительное групповое обучение владельцев карт на местах выдачи. Формирование информационного и стилевого подхода для написания "Справочника по часто задаваемым вопросам" и его тиражирование.
10.    Начало заключения договоров и заказ необходимого аппаратного и прочего обеспечения для автоматизации торговых точек.
11.    Организация "обратной связи" между владельцами карт и региональным центром, выявление и ликвидация узких мест в процессе получения, конверсии наличных средств, публичное "сглаживание" недостатков технологии и организации процесса внедрения с одновременным ужесточением контроля за функционированием всех элементов системы.

III ЭТАП. ШТАТНАЯ РАБОТА СИСТЕМЫ.

На этом этапе заканчивается массовая выдача карт по зарплатной схеме и начинается устойчивый рост числа владельцев дебетовых карт, увеличивается число торговых точек по приему карт, расширяется количество и разнообразие услуг с использованием пластиковых карт. Решаются следующие задачи:
1.    Окончательное закрепление тарифов, условий, договорных и прочих обязательств по обслуживанию пластиковых карт (первоначально по дебетовой схеме).
2.    Уменьшение рекламных затрат. Выход на режим постоянного, неглубокого информирования. Основной акцент - престиж и надежность торговой марки, данные о территориальном расположении точек обслуживания.
3.    Перенос территориальных границ обслуживания карт за границы центрального офиса банка в сеть филиалов и отделений. Взаимодействие с другими банками-участниками системы.
4.    Расширение сети торговых организаций, выработка политики скидок и иных форм поощрения активных торговых организаций-участников платежной системы.
5.    Оценка возможностей по расширению услуг с использованием пластиковых карт. Заключение договоров о намерениях со страховыми, поручительскими, медицинскими и др. организациями на использование в своей работе пластиковых карт. Взаимодействие с техническим и административным персоналом указанных организаций по скорейшей плановой реализации сети услуг.
6.    Начало межрегионального обмена платежной информацией, контроль и проводка межрегиональных платежей и использованием банков-расчетных центров платежной системы.
7.    На основе постоянно собираемых статистических данных составляется среднесрочный прогноз о развитии системы.
8.    Окончательная доводка на основе эмпирических данных технических характеристик регионального узла и оценка перегрузочной способности  элементов платежной системы. Выявление и "расшивка" узких мест в технологической, информационной цепочке. Изменение и оптимизация технических и человеческих ресурсов на основе выявленных тенденций и темпов развития системы.
9.    Выработка надежных средств хранения и инвестирования привлеченных средств, формирование юридических, статистических, страховых и иных способов взаимного контроля и ответственности между процессинговой компанией и банками-держателями средств.

IV ЭТАП. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ.

На этом этапе происходит запланированный рост числа владельцев карт. К участию в системе привлекаются новые страховые, банковские и иные финансовые организации. Решаются следующие задачи:

1.    Вырабатывается положение об участии в работе системы других банков, подключение их к совместной работе.
2.    Уточняются способы и методы распределения прибыли между акционерами
3.    Принимается решение о расширении акционеров-участников платежной системы.
4.    На основе постоянно собираемых статистических данных составляется долгосрочный прогноз развития системы.
5.    Принимаются административные, технические, юридические решения по продолжению массовой эмиссии карт.
6.    Уточняются способы и методы распределения прибыли между пайщиками и акционерами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как уже говорилось, в обычном случае для создания региональной платежной  банку требуется срок до полугода.  Но этот срок можно существенно снизить. Это позволит банку, внедряющему "карточную" программу, быстрее начать процесс возврата инвестированных в проект денежных  средств. Так, при установке стандартного решения и хорошей консалтинговой поддержке существует возможность снизить время между покупкой аппаратно-программного обеспечения и выпуском первой пластиковой карты до 1-2 недель.

(В качестве бонуса прикладываю извините что неновый, но очень показательный по структуре документ - как планировалась запускалась "карточная сеть" в г.Зеленограде в 1996 году . см docs.google.com/document/view)

Tags: информационное общество, электронная россия, электронное правительство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments