tri_botinka (tri_botinka) wrote,
tri_botinka
tri_botinka

А вы уже отчитались об "Информационном обществе" !?

Из записи эфира на "Эхе Москвы" губернатора Кировской обл. Н.Белых:  www.echo.msk.ru/programs/belykh/713537-echo.phtml
сама передача была посвящена сокращению госслужащих, и даже шире - переосмыслению объема государственных функций .
Профессиональное ухо резанул такой диалог :

"И.МЕРКУЛОВА: Пока ты вспоминаешь, можно я спрошу? Потому что вот отдельно взятая Кировская область – вы 12,5% сократили чиновников. Каким образом вы будете поддерживать это оптимальное количество чиновников у себя?

Н.БЕЛЫХ: Да мы его поддерживаем, и, в принципе, каких-то проблем особых по поддержанию этой численности нет, если бы не две проблемы. Первое – это новые функции и полномочия, которые так или иначе либо передаются, либо возникают у регионов и которые не обеспечены соответствующими структурами, соответствующими госслужащими. Для примера. С 1 января этого года, например, детский оздоровительный отдых из фонда социального страхования был передан на субъекты федерации. То есть эти деньги в бюджетах были переданы из фонда социального страхования в бюджеты регионов, но помимо денег, очевидно, что это еще и работа конкретных людей, то есть это те подразделения, которые должны проверять эти детские сады, то есть организовывать работу по выдаче путевок и так далее. Численность не передали. То есть передали только деньги на обеспечение детского оздоровительного отдыха, а численность, какая в фонде социального страхования осталась, я уж не знаю, были ли там какие-то сокращения или нет, но никто нам в качестве дополнительных штатных единиц это не передал. Поэтому ты сам выворачивайся – либо ты тогда кого-то другого сокращаешь и передаешь эти функции, или еще что-то. Это к вопросу о передаче каких-то функций. Потом – о темах, которые возникают. В этом году тема информационного общества, электронного правительства, электронного документооборота просто достигла своего апогея.

И.МЕРКУЛОВА: Неужели требуются новые люди под это?

Н.БЕЛЫХ: Нет, просто серьезно в еженедельном режиме от разных министерств, от разных структур приходят запросы, касающиеся формирования дикого объема отчетности, касающейся того, как у вас идет формирование информационного общества. Я совершенно серьезно говорю. Это требование – будьте добры сформировать у себя в регионе комиссию по информационному обществу. Эту комиссию должен возглавлять либо губернатор, либо его зам. У него должны быть соответствующие работники и так далее. То есть, хочешь или не хочешь… При том, что эти полномочия не было кому-то переданы. Раньше этой темы не было. Вот сейчас она возникла. Откуда эту численность-то брать? Соответственно, ты опять – либо перераспределяешь внутри каким-то образом, а это же всегда конечный процесс, потому что старые функции с тебя никто не снимал, они остаются…


В.РОМЕНСКИЙ: Можно другому их передать.

Н.БЕЛЫХ: Кому?

В.РОМЕНСКИЙ: Ну у вас там есть два заместителя – одного бросили бы, пусть он занимается информационным обществом, а второй пусть делает все, что они делали вдвоем раньше. И хоть умрет на рабочем месте!

И.МЕРКУЛОВА: Проще нанять третьего.

Н.БЕЛЫХ: Володь, твой бы юношеский максимализм да использовать в других, более полезных для общества, целях, чем ерунду всякую говорить в эфире федеральной радиостанции...."


Как говорится без комментариев. В посте "Не думай о статистике свысока" tri-botinka.livejournal.com/11084.html   я уже писал о чрезвычайной зашумленности отчетности и проблеме получения объективной информации от исполнителей. В бизнесе, когда необходимо работать с инновациями - я тоже сталкивался с подобным "проклятьем отчетности". Особенно это доканывает - когда работаешь в режиме стартапа - счет времени идет даже не на месяцы - а на дни, и тут тебе в поручения прилетает какая нибудь "просто просьба" дать прогноз развития численности департамента, или составить реестр файловых ресурсов, или статистику использование Интернет и многое-многое-многое...  Просьбы оставить в покое приводят адресата либо в уныние "ну что тебе жалко что ли ?" или в раздражение "ах ты бы знал, как это важно для компании ! "

Интересное объяснение я нашел этому в одной из своих "рабочих книг" - К.Кристенсена "Дилема инноватора" - сразу забегу к выводу - автор книги предлагает при затевании изменений обязательно проговаривать с руководством компании границы ослабления общих правил компании. Желательно в письменном виде и желательно поставив на контроль одного из мега-руководителей организации. Тогда желание "сверлить мозг" от какого-нибудь "блюстителя традиций компании" будет значительно слабее. По опыту обнулить их совсем не удастся, т.к. даже при всем авторитете и власти куратора - настойчивость и занудство упертой "девочки из отдела маркетинга" свернет горы.. Эх - ее бы энергию - да в мирных целях...

Второй способ - начать играть в контр-игру. Да - я согласен выдать такую информацию, но чтобы это не было информацией ради информации, объясните мне пожалуйста - для каких целей и в каких процессах она нужна, а так же расчеты по оценке трудоемкости получения данной информации... Не всегда, но тоже прокатывало.

Третий вариант (увы - манипулятивный) - это честно расслабиться и отработать на все 1000%  - по сути перегрузив канал контроля заказчика. "Высший пилотаж" я увидел лет 15 назад - когда еще работал в одном небольшом банке. "Шеф" буквально ежедневно доводил кадровичку - желая подыскать за очень смешные деньги сильного специалиста. Людей не было - а собственную жадность он переступить не мог. В итоге выносил девочке мозг, заставляя ее писать подробные истории - кому она звонила, какие были вакансии, что говорили люди и прочую беллитристику. И вот однажды - он то ли с истерии, то ли от запарки - выдал - ну не нашли в Зеленограде людей, ищите мне хоть на Марсе !..  Девочка решила довести инициативу до конца. И вот в ближайшем выпуске местной газеты выходит объявление что "Банк NNN приглашает на работу марсианина.... " Когда начальника начали подкалывать акционеры - он просто любезно хихикал, но когда об этом стали уже говорить клиенты и показали злосчастное объявление - последовали разборки.. Позиция девушки была абсолютно открытой - вы сами, в присутствии большого количества свидетелей меня об этом попросили..  Сказать было нечего. В общем через такую абсурдную "инициативность" все же абсурдное требование было снято..

В вышеуказанной книжке автор называет такие технологии "подрывными" - т.к. при столкновении с изменениями возможности организации становятся помехой на ее пути. При открытии новых рынков, разработке новых продуктов и сервисов можно просчитать ресурсы, можно составить план - но оценить какие процессы и процедуры войдут в противоречие с новой деятельностью  - практически нереально. Поэтому "на всякий случай" процессную дисциплину нужно ослаблять. Допустим при он-лайновой торговле требуются абсолютно другие принципы логистики, контроля и оплаты продукции. Объяснить это "кладовщику со стажем" и соответствующей вертикали руководства будет непросто и то и вовсе невозможно. Бывает что эти люди навсегда "застрянут" в своем счастливом и так понятном прошлом..

Что же получается - отлаженные процессы не дают гарантии достижения инновационного результата, а чаще даже мешают, люди тоже при столкновении с неизведанным могут сбойнуть. Чему верить ? 
Есть такое слово - "Ценности". Это что-то вроде Конституции - небольшой набор коротких, но законченных постулатов, которые имеют максимальный приоритет над всеми бумажками.

Скажем - мы хотим чтобы "клиент был нами доволен".  И когда какой-нибудь специалист hot-line столкнется с ситуацией, не описанной ни в одном регламенте и инструкции - пусть не теряется, а просто вспомнит список ценностей. Да - время уже 9 вечера, и нужно убегать - но тут звонит клиент, у которого внезапно отказало оборудование ? Что же делать - бросить все и уйти домой ? - однако п.1 ценностей гласит ясно "чтобы клиент был доволен.." Вряд ли у него появится удовольствие , если его оставить один на один в беде.. Значит - запрашиваем дополнительную информацию, заказываем ночную пиццу и уйдем - только когда задача будет решена...  Пусть физически устанет, однако человек - ээто не только тело, но и душа - И кстати, есть еще одно свойство ценностей - поступая по ним очень легко жить, отлично засыпается и никогда не гложет совесть. - Немалое достоинство в наше неврозное время..

Вот когда и зачем нужны ценности - определять вектор движения, когда вокруг туман, сломались все приборы, компасы и экипаж....  Но вернусь с началу - то что во время быстрых изменений отчетности должно быть не больше, а меньше (а лучше не быть совсем) - кажется я вас уговорил. Допустим этого "чиновники-контролеры" не знали. Так давайте будем их все вместе просвещать и капать на мозги своему и их начальству что "в Англии ружья кирпичом не чистят". 

Однако - что же делать - если коллизия случилась и вы "влипли" ? - Вспомните о своих ценностях и ценностях организации.. Кстати, а они вообще есть ?
Tags: информационное общество, электронная россия, электронное правительство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments