tri_botinka (tri_botinka) wrote,
tri_botinka
tri_botinka

Конкуренция в России. Конференция 26.11.2010 г.

26 ноября 2010 г. посетил конференцию "Конкуренция в России: Как создать благоприятный климат для развития бизнеса", организованную Минэкономразвития России и Правительством г.Москвы

Сразу забегая скажу - что конференция была очень интересной. Уровень участников и докладчиков - что называется "top of the top" - были и федеральные органы власти - С.Собянин, Э.Набиуллина, и региональные - губернаторы Н.Белых и О.Чиркунов, и крупный бизнес - С.Галицкий, А.Лебедев, Л.Хасис, представители общественных объединений и научных кругов - Е.Примаков, С.Гуриев, А.Аузан.
Все люди - самодостаточные, харизматичные, доклады по бумажке читать не любят :-) - поэтому вокруг основной темы постоянно возникали ответвления с не менее интересными, острыми и злободневными выступлениями - неизбежно возникающими когда умные люди концентрируются в одном помещении.  (Список участников docs.google.com/leaf )

К чести организаторов (на правах "крупье" был Александр Пироженко) - площадок для выступления было несколько - и для основных имиджных докладов, и для панельных дискуссий в федеральном, региональном, отраслевом разрезе.

Но вернусь к теме Конференции - конкуренции. IMHO несмотря на большое количество "помощников" - прогресса в России с ней нет. Мы устойчиво болтаемся где то на 170-х местах (из 180-ти) - продолжая терять позиции.  Если рассматривать условное деление О.Чиркунова на 3 вида - "конкуренция внутри государства",  "конкуренция в бизнесе и отношение к нему государства", "конкуренция между государством и бизнесом" - то виден откат почти по всем направлениям.  По данным ФАС например среди нарушителей закона о конкуренции наихудшим являются .. органы государственной власти. Если в 2007 году кол-во нарушений было около 42%, то в 2009 г - уже больше 60% (!)

Конечно, не один ФАС является "блюстителем" правил игры - в Программе развития конкуренции в России на период с 2009 по 2012 год, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19 мая 2009 г. № 691-р base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi
в числе госзаказчиков числятся и Минрегион, и Минтранс, и Минпромэнерго , Минсельхоз, Минобороны, ФСТ России . Куда же без Минфина Минэкономразвития России.

Причина, по-моему скромному мнению - что в развитии конкуренции НЕ заинтересовано государство (ему проще работать с одним "поставщиком"), НИ крупный бизнес и даже честно говоря средний и малый. Кому охота ночью ворочаться в кошмарных снах и в холодном поту вскакивать от мысли что сейчас в это время есть какой-то конкурент-Вася - который тебя завтра "сделает".
Единственный класс - заинтересованный в конкуренции и рыночном ценообразовании (т.е. цена определяется балансом спроса и предложения) - это ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО.   А вот сигнала от общества и не поступает. А у нас, оно на 90% патерналистское и предпочитает лежать на боку и ныть на жизнь, вместо того чтобы объединяться в гражданские проекты.
Подчеркиваю - именно "проекты", а не "протесты". Потому как мы, воспитанные в духе Достоевского-Толстого-Тургенева все больше любим излишне политизировать вопрос и заниматься лишь критикой в стиле "вечного закабаления крестьян и бессмысленной жизни дворян"..  Но ведь нужно не только отстранено обличать, а засучивать рукава и системно, методически - ощищать мир вокруг себя от накипи и плесени.. А это ох как трудно, и даже просто лень - вот и выходит реакция - вместо чтобы защиты своих законных прав - игрушечные "протесты" против следствий (а не системной причины).

Конечно - показывать "зубы" очень полезно, чтобы лучше доходило. Как говорил один из гангстеров - "Револьвер и доброе слово гораздо доходчивее чем просто доброе слово.." Но мы же не гангстеры - поэтому там - где государство или бизнес дает слабину - почему бы не просто эту слабину указать, но и "заткнуть" эту дыру самоорганизованной гражданской активностью.

Т.е. проблема конкуренции на мой взгляд перенеслась на другие вопросы - проблема налогообложения (как сигнал для бизнеса по поиску конкурентных ниш и инструмента государственного регулирования), общественной и гражданской активности, компетенции бизнеса, ОГВ и граждан  , совершенствованию механизмов и стиля государственного управления - включение диалогового режима и борьба с "управленческой шизофренией" - когда одно подразделение делает прямо противоположные вещи с объявленными его руководством лозунгами... Само собой - и устранение слабости законодательства (в том числе и просто де неприличия "проклятый" 94-ФЗ и 148-ФЗ со СРО)  и уж точно это близко к инновационной деятельности.

Ну и бизнес тоже должен показать пример цивилизационных отношений во всем цикле деятельности - поиск партнеров, приобретение и банкротство бизнеса, установление налоговых преференций и лоббирование отраслевых интересов. Такие примеры есть.

Не буду отнимать хлеб у Александра Пироженко alex-pirojenko.livejournal.com/ и организованного им блога по конкуренции competitionblog.livejournal.com/  - вопрос не так прост и просто так - "выпить волшебную витаминку и выздороветь" не получится - нужно много и вдумчиво трудиться.

В заключение - "заметки на полях" - интересные фразы и цитаты , которые отметил у себя (без критики, комментариев и акцентирования , может где с авторством ошибся) - которые зацепили душу...
[...]
С.Собянин "Около 70% извозчиков в г.Москве работает нелегально - без разрешения, виз, не платя налоги"
С.Собянин "Ценовой параметр в конкурсных процедурах не должен быть единственным. Вот провели мы аукцион на площадку. Получили около 30% экономии - однако объект до сих пор находится в фазе фундамента - победитель оказался ненадежным"
Э.Набиуллина "Вся система государственных закупок требует серьезного изменения. Сейчас эта процедура остается очень коррумпированной, появляются все новые формы коррупции"
Э.Набиуллина "Наше министерство проводит работу по системному изменению 94-ФЗ, весь закон, а не только его отдельные главы нуждаются в коренном улучшении"
Э.Набиуллина "Слова о конкуренции в нашем обществе люди воспринимают как абстракцию. Необходимо, чтобы путь к успеху лежал через конкуренцию за потребителя, а не конкуренцию за доступ в чиновничий кабинет"
Э.Набиуллина "Мы хотим предложить нашу методику оценки конкурентоспособности региона. Минэкономразвития хочет стать эдаким Гидрометцентром - оценивая бизнес погоду в России"
А.Шаронов "А может нас власть просто не понимает ? В федеральной власти всего 3 человека имеют западные дипломы уровня магистра и выше. Свой бизнес в рыночной структуре был только у 1 человека. В то же время в Китае в правительстве 14 таких человек. А в Сингапуре - 20 из 21. А председатель закончил Гарвард".
А.Шаронов "Странно переносить функции роста инноваций на государство. И даже спрашивать о них госкомпании. Я не могу себе представить чтобы А.Меркель просила Мерседес или Франкфуртский Аэропорт поставлять отчетность "А какие инновации вы планируете внедрять до 2012 года ?"
А.Шаронов "Приватизация госпредприятий - не решит вопросы конкуренции. Монополизм частных предприятий - не лучше монополии государственных"
О.Чиркунов "Я услышал столько откровенных признаний. Можно подумать что мы сейчас помолимся, нам простят все грехи и опять пойдем грешить дальше".
О.Чиркунов "По сравнению с государством и его влиянием - бизнес у нас очень слаб и зависим"
О.Чиркунов "О какой рыночной нише мы говорим ? В Перьми у нас лишь 400 тыс. работников по сравнению с 300 тыс. бюджетников. И те предприятия якобы крупные "рыночные работодатели" - рыночными по сути не являются - устанавливая монопольно тарифы на газ, бензин, энергетику, ЖКХ и др. Рыночный сектор - это только производство ТНП и малая торговля"
О.Чиркунов "У любого предприятия на входе на региональный рынок возник стойкий рефлекс - зайти в орган власти, найти нужного человека и "решить вопрос" - это надо прекращать"
О.Чиркунов "Перегоняя налоги через федеральный бюджет - мы посылаем бизнесу неправильные сигналы о местных особенностях бизнеса, стоимости рабочей силы и пр."
О.Чиркунов "Предложенная Минэком методика и набор показателей странен - немалая часть показателей вообще не входит в функции регионального ОГВ, а является федеральной обязанностью"
О.Чиркунов "Как только мы начали выплачивать 5,5 тыс рублей за ребенка, не посещающего садик - у нас возникла конкуренция на рынке частных садиков. И тут же побежали чиновники "Олег Анатольевич ! У нас проблема !"
О.Чиркунов "У нас уже более 47% услуг и потребностей оказываются через аутсорсинг"
Н.Белых "Я уже высказывал эти мысли - но был активно <не понят>"
Н.Белых "94-ФЗ имеет одну неприятную особенность - он не позволяет стать эффективным"
Н.Белых "Мы уже 6 раз проводили конкурс на создание XXX , и уже 6 раз заставляли себя не доверять победителю. Нужно быть очень храбрым - чтобы остановить поток денег под мутное обоснование"
Н.Белых "В России есть 2 беды - соблюдение 94-ФЗ и его несоблюдение"
Н.Белых "Почему в Татарстане этим летом почти не было пожаров ? Да потому что Миниханову и в голову не могло прийти что в его республике он о чем то должен просить Москву - потому что какая-то из функций является "федеральной". Нет - на его рабочих совещания присутствуют все. А у нас - получается в регионах непростой процесс - результат зависит и от губернатора, и от представителя федерального органа на местах, и от тонких отношений между ними"
Н.Белых "Сколько помню - 94-ФЗ вызывал проблемы и Минэк что-то там "хочет улучшить".  Я уже с десяток лет был и в политике, и другими делами занимался - а вот вижу что и сегодня процесс "улучшений" лишь на уровне лозунгов"
Н.Белых "Никаких частных садиков у нас создать нельзя. Тут же придет МЧС, СЭС и закроет любой бизнес. Их требования завышены даже для государственных учреждений"
Н.Белых "Честно говоря развивать региональных бизнес и конкуренцию региональному чиновнику непросто. Гораздо проще зайти в известное ведомство, известный кабинет, к известному человеку и получить субсидии в региональный бюджет"
А.Аузан "Неплохо было бы если бы граждане платили налоги, ежемесячно и по квитанции - как коммуналку. А то получается копейки в виде транспортного налога вызывают протесты. А гораздо большие суммы - в виде ЕСН и НДФЛ скрыты. Может после этого граждане задумаются - зачем и кому я плачу налоги и потребует от органов власти эффективной работы ?"
Л.Хасис "Закон о торговле нас не устраивает тоже. Чем мы отличаемся от других отраслей ? Вы говорите мы - дороже ? Сравните цены в Москве - Москва стабильно находится в десятке самых дешевых городов с ценами в наших торговых сетях. В то же время даже на продукты в регионах где есть все хорошие климатические условия - юг России, Ульяновск и пр - цены крайне высоки - более чем на 15%. И это сигнал местным властям - у вас разгул монополий"
Л.Хасис "Я не понимаю позиции и функций государства в конкуренции. Разве в нее вообще можно вмешиваться ? Это же экология - нужно просто не пускать в лес браконьеров для охраны всех животных, а не только тигров. А тут получается - нужно создать  общество защиты кабанов от тигров."
Л.Хасис "Наши регуляторы - регулируют как Робин Гуды. Их критерий - помощь бедному и отстающему. Т.е. фактически по последнему -  а не по первому или хотя бы среднему игроку"
Л.Хасис "Помощь промышленности - это хорошо, но сельское хозяйство по объему помощи и доходности уже доходнее игрового бизнеса. Только в какие игры с государством и гражданами они продолжают играть ?"
Л.Хасис "Регулятор не должен развивать конкуренцию ради конкуренции. Его интерес - только сторона потребителя"
С.Гуриев "В государстве должны быть не только компетентные люди, но и с правильной философией"
С.Гуриев "Из всей доли машиностроительного импорта импортируется лишь 13% нового и конкурентоспособного оборудования - остальное second hand"
С.Гуриев "Государство должно определиться - оно кто - собственник или регулятор ? И бизнес как собственник тоже делал ошибки - деградация судостроительной отрасли или авиации - результат "эффективного менеджмента" 
А.Аузан "Наши налоги - непомерно высоки - в Казахстане  НДС не 18%, а 14%, НДФЛ не 13% а 10%, ниже налог на добычу полезных ископаемых. А результаты экономического роста - впечатляющие"
В.Мау "Наши налоги исторически непомерны. По сути - это максимальная сумма, которую мы можем себе позволить заплатить - чтобы татарский хан являлся к нам 1 раз в год, а не два раза.."
Н.Белых "Я сравнил за последнее десятилетие - соотношение количества чиновников к километру обустроенных дорог. Если десять лет назад было 4 - то сегодня - увы, 5 "
А.Аузан "На каждом органе власти на входе должен висеть лозунг-девиз "Делаем жизнь проще !"
[...]

Материалы конференции:
1. Программа конференции docs.google.com/leaf
2. Стенограмма 1-й части конференции docs.google.com/leaf
3. Доклад П.Альба docs.google.com/leaf
4. Видеоролик с выступлением О.А.Чиркунова можно найти тут chirkunov.livejournal.com/320563.html
5. Еще видеоролик А.Лебедева  www.youtube.com/watch
Tags: инновации, конкуренция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments