tri_botinka (tri_botinka) wrote,
tri_botinka
tri_botinka

Categories:

Требования к информационным системам Минздравсоцразвития РФ

Согласитесь, что первое что беспокоит человека - его жизнь и здоровье. Они бесценны и поэтому их защита и поддержка являются критическими - что для простых людей, что для субъектов этого обеспечения.
Вторая особенность зравоохранения - конечно профессионализм. Еще древние египтяне назвали врачевание "таинством" и по сути закрепили прицнип - или лечить нужно профессионально, или никак.
А вот третья, наша российская особенность - что в вопросах здравоохранения пересекаются практически все наши ветви власти, и территориально-региональная структура Российской Федерации . По сути - здравоохранение (здоровье) и безопасность (жизнь) - это первейшие региональные функции. И следовательно акцент в их "умной" автоматизации. 

Бесценность здоровья часто играет злую шутку с субъектами управления - пробрасывая мостик "бесконечности" на сметы ИТ проектов , сроки их внедрения, дату готовности и представления конкретных общественно-значимых результатов. Серия "непрозрачных" тендеров в области здравоохранения даже привела к громким отставкам осени - сделав из начальника ключевого департамента - очередного "независимого эксперта"..  Что говорит о том, что есть проблемы как к автоматизации, так и ее организации и на федеральном, и на региональном уровне.

В конце ноября на сайте Минздравсоцразвития был выложен любопытный документ - Проект приказа Минздравсоцразвития России от 24 ноября 2010 г. "Об утверждении Порядка разработки, внедрения, эксплуатации и развития информационных систем Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации"  
www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/projects/727 к которому прилагается очень интересное приложение - этот порядок описывающее www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/projects/727/prilozhenie_poryadok.docx

Чуть похвалю - уже здорово, что появился такой документ - что говорит о желании убрать хаотичный стиль общения между чиновниками и разработчиками. Российская индустрия производства ПО неплохо продвинулась за последние 20 лет - пора бы и усовершенствовать и механизмы взаимодействия.

В документе появились такие элементы инфраструктуры как :
  • План работ по разработке, внедрению, эксплуатации и развитию Информационных систем Министерства (составляется на год)
  • Комиссия по экспертизе и принятию в эксплуатацию Информационных систем, предназначенных для использования в Министерстве, учреждениях и органах управления здравоохранением, социальной защиты и трудовых отношений
  • Фонд  алгоритмов и программ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
правда не обошлось и без "косяков" - скажем в описании стадий выполнения работ описано всего 4
  • предпроектную, включающую анализ требований к системе, а также, в случае необходимости, разработку технического задания и плана мероприятий по подготовке объекта к внедрению информационных технологий;
  • проектирования, включающую проектирование системной архитектуры, проектирование программной архитектуры, техническое проектирование;
  • разработки, включающую программирование и тестирование программных средств, сборку программных средств, разработку Документации, подготовку объекта к внедрению проектных решений;
  • ввода в действие, в ходе реализации которой завершаются работы по оснащению (дооснащению) объекта вычислительной техникой и средствами связи, программными средствами, обучению персонала, проверке готовности системы (задачи) к приему в эксплуатацию и вводу в эксплуатацию.
почему то эксплуатация, сопровождение, модернизация, снятие с экплуатации оказались забыты (ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 "Процессы жизненного цикла программных средств" www.rfcmd.ru/sphider/docs/InfoSec/GOST_R_ICO-IEC_12207-99.htm  и ISO 15286 )
Есть еще и ощущение что документ носит "ограничивающий характер" - т.е. формально это неплохо - отсечь недобросовестных поставщиков, или наоборот сказать честно о том что в отдельных зонах нет (временно) конкуренции.  Но, по-моему мнению к правилам должно было быть приложено функциональное описание деятельности , отражающее характер области автоматизации. И тогда бы стал ясен весь ландшафт - а уже как механизмы эффективной реализации процесса автоматизации логически получились бы и "Правила..."
Важно протянуть эти функции и правила не только для одного министерства (честно говоря не знаю - 200 или 300 человек там работает) , но и вширь по цепочке - захватив региональный уровень и уровень подведомственных учреждений - ПФР, Роструд, ФМБА и пр.. Не до конца ясны и подходы к автоматизированным системам - будут ли они централизованы или децентрализованы.  Те МИАЦ (медицинские информационно-аналитические центры) которые были созданы - что их ждет - судьба ОГИЦ или 100-е изобретение "отечественных велосипедиков"с переносом их в ФОМС. Пока же как анекдот видятся попытки "верхних чиновников" настойчиво пропихнуть в рамках развития информатизации МИАЦ приобретения большого количества ... централизованно закупаемых сейфов для регистратуры.

А МИАЦ в основном занят "мониторингами" - по словам специалистов на сегодня сбор информации представляет собой уже лавину не контролируемых никем мониторингов. На сегодняшний день например Владимирский МИАЦ собрал 873 мониторинга. Этих данных не то что до 2012 г. - а на тысячу лет хватить должно, пора бы и кайлом начать махать :-)

Большую настороженность вызывает и отсутствие положения о едином информационном обмене - структура управления сложная - всякие МИАТ, МИАЦ, ТФОМС, ЗАГС и пр. - а немало систем не просто не имеют функций автоматизированного импорта/экспорта - они просто категорически закрыты. Вот и сидят 15 девочек - переколачивают вручную данные и "крыжат" сверочные отчеты.. Аргумент "Симаков запретил" - выглядит неубедительным.

И все это сделав не приказом, а частью "Национальной программы по информатизации здравоохранения" - если таковая могла бы появиться.

В Российской газете от 3.12.2010 г был официально опубликован Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" , в котором есть статья 50: "Программа модернизации" - где перечисляются базовые направления информатизации "2) внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде"
www.rg.ru/2010/12/03/oms-dok.html

Хороший "новогодний подарок" сделал и Минфин -  с реформированием и разделением всех учреждений. Государственные муниципальные учреждения будут делиться на три типа: на казенные, бюджетные и автономные, с новым единым планом счетов, который до сих пор до конца еще пока не опубликован, хотя это с нового года начинает действовать. А это грозит тем, что всем медицинским учреждениям придется обновить свое программное обеспечение в части бухгалтерского учета, расчетов и управление кадрами, управления основными фондами и т.п.

На прошедшем 13.12.2010 г совещании по вопросам информатизации здравоохранения в субъектах РФ , к счастью эти вопросы подымались.  См. стенограмму
www.gosbook.ru/sites/default/files/blog_files/2010/12/16/Konf_13.12.2010_red_1_chast.doc

Поэтому под председательством Максут Шадаева, (помощник Руководителя Администрации Президента Российской Федерации) организуется обсуждение предложений и в проект приказа Минздрасоцразвития и в другой документ под условным названием «Рекомендации по организации  и управлению, внедрениям информационных технологий в системе здравоохранения в рамках реализации комплексных программ модернизации этой отрасли бюджетной сферы» , который будет представлен 22 декабря 2010 года на заседании Президиума Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества
Tags: здравоохранение, информационное общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments