tri_botinka (tri_botinka) wrote,
tri_botinka
tri_botinka

Государственная дума заблокировала "электронное правительство" на неопределенный срок

По информации из "Новой Газеты" www.ng.ru/politics/2009-12-22/1_sobyanin.html законопроект о госуслугах и электронном правительстве снят с рассмотрения парламентом. Хотя не далее как в прошлый понедельник он был рекомендован к принятию во втором чтении комитетом по конституционному и было большое желание продвинуться по нему к 23-му декабря - дню тематического Государственного совета по "Электронному правительству".  Идейным вдохновителем ее написания был вице-премьер правительства С.С. Собянин. Суть законопроекта, заключалась в том, чтобы привлечь банки к реализации проекта «Электронное правительство» в рамках государственно-частного партнерства. Банкам предлагалось стать соинвесторами программы. А в качестве компенсации они могли рассчитывать на зачисление на специально открываемые счета пенсий, пособий и зарплат бюджетников. В повестке Госдумы на эту неделю он не значится. Это обстоятельство можно считать серьезным поражением Собянина, поскольку проект был его детищем"

Вообще говоря, разработка и принятие такого законопроекта опоздало как минимум на 5 - 6 лет - времени начала административной реформы в нашей стране. Напомню, что Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 года № 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах" были определены приоритетные направления реформы: ограничение вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства, включая прекращение избыточного государственного регулирования рыночных отношений; исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти; развитие системы саморегулируемых организаций в сфере экономики; организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления органами государственной власти услуг гражданам и организациям; завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 

А "на западе" наблюдается еще и отход от традиционной "Веберовской модели" oad.rags.ru/vestnikrags/issues/issue0108/010801.htm рациональной бюрократии к концепции "активизирующего государства" www.jur-portal.ru/work.pl - так что прибавьте еще 5-10 лет опоздания.

Документ www.duma.gov.ru/faces/lawsearch/gointer.jsp действительно сложный, и с наскока - прочитав проект я не понял зачем это нужно. Но идея зацепила. Взялся за калькулятор - и сделал несложные расчеты. Допустим мы хотим поставить 42 тыс инфоматов на "Почту России" (ну или еще куда) - чтобы оказывать госуслуги и собирать за них плату.  Только стоимость инфоматов составит 6-8 млрд - а еще нужно столько же заложить на их установку, эксплуатацию, инкассацию и пр. При этом - по самым оптимистическим мыслям - общий объем собираемых денег не превысит 100 млрд руб (по отчету Минфина). Значит нужно делать комиссию 12% !??? Нереально - это уж слишком, за мобильные платежи берут меньше 1%

Более того - даже если купить и подарить инфоматы - все равно собираемой комиссии не хватит на их эксплуатацию. А ведь кроме инфоматов нужно создать и платежную инфраструктуру - процессинговые и клиринговые центры. По оценке экспертов только "национальная платежная система" обойдется под 1 млрд$ Если посмотреть на структуру затрат - то видно что основные расходы будут на оборудование (инфоматы), коммуникации, обслуживание, инкассацию и денежные переводы. Теоретически это мог бы сделать и частник - но в рамках нынешнего законодательства это все лицензируемые виды деятельности - и деньги все равно утекут в телеком и банки.

А если это так - то зачем плодить цепочки посредников ? Не лучше ли об этом сразу с банками договариваться ? Как правило - все офисы достаточно оснащены телекоммуникациями, да и с инкассацией и переводами проблем не будет. Комиссия за переводы думаю будет вполне рыночной. А взамен поделиться денежными потоками на конкурсной основе (чтобы у граждан был выбор) и была естественная конкуренция. В этом смысле идея не только блестящая, но и думаю единственная. После этого все стало на свои места - схема более чем рабочая.

Но у каждого решения есть и оборотная сторона.  Принципиально остается вопрос - кто должен быть спонсором таких инфраструктурных проектов. Я не сторонник ставить 42 тыс инфоматов. Мне они честно говоря вообще видятся атавизмом - у меня счет в банке, хороший круглосуточный телебанк, и я действительно получаю услуги - когда мне нужно,  а не поставщикам. Т.е. при наличии счета в банке (опять же в том который нравится мне) я могу существенно облегчить и себе, и государству эти затраты. Думаю еще 20-30 млн человек в Росиии таких как я тоже найдутся.

Кто же такая эта группа населения - ради которой нужно "выкинуть" 12 млрд ? Депутаты ссылаются на "бедных пенсионеров". Ничего себе бедные ? Четверть бюджета - пенсионерам, выборы - пенсионерам, социалка пенсионерам, Почта России пенсионерам. Нет - конечно - мои родители уже на пенсии и я тоже в старости не хочу побираться на помойке. Однако - вместо того чтобы улучшить этим самым пенсионерам жизнь, депутаты максимально консервируют текущую ситуацию - фактически прикрываясь "пенсионным флагом". Конечно - раздавать "нал" в размере 2 трлн через Почту России или Сбербанк (которые берет почти 2-3% комисии) интереснее.

И пенсионеры так и жаждут сидеть дома - ждать целый день почтальона, выписывать нотариальные доверенности, если бабушка в больнице, специально приезжать для него любимого-почтальона с дачи и пр. Кроме того - совсем небесспорна идея получать пенсию наличными. А не лучше ли иметь "индивидуальный пенсионный счет" - по которому можно получить элементарно выписку, сравнить платежи, сверить каждую копейку, получать % - не напрягая (и не стоя в очередях) в Пенсионный фонд и прочих "провайдеров". И это тоже я нашел в проекте закона. Думаю все равно вопрос перевода пенсионеров на банковские счета и "монетизация" государственных услуг - естественное движение времени, это значительно более конкурентное и прогрессивное поле.

Коллеги с ОГИЦ не раз утверждали sergei-kuptsov.livejournal.com/2729.html- что с технической стороны дела - "электронное правительство" проект вполне обычный. Остро не хватает именно нормативно-правовой стороны - признания статуса электронного документа, защита персональных данных, статус электронных архивов, юридический статус ЭЦП и много чего другого. Как и в системной архитектуре - федеральное законодательство - это стержень конструкции - на который насаживаются различные подзаконные акты, нормы, правила и регламенты.

Естественно сделать все и сразу невозможно - поэтому законодательство должно идти на полгода-год впереди "прикладников". Не все идет гладко, согласен - президент Медведев удивлялся - как это в его родном СПБ - появилось аж 53 юридических вуза,  я тоже читать без слез иные законопроекты просто не могу. Но если есть идея - я готов простить шероховатости, подхватить ее и облечь в примлемую форму. Было бы желание.

Итогами 2009 года со стороны Правительства по электронному правительству думаю можно только гордиться - заработал Совет Главных Конструкторов 1998-Р www.government.ru/content/governmentactivity/rfgovernmentdecisions/archive/2009/12/16/1436732.htm - и начали наводить порядок с региональной и ведомственной информатизацией, Появилась нормативка по госуслугам (478-П www.consultant.ru/law/hotdocs/6754.html , 1555-р www.kadis.ru/texts/index.phtml), вышла новая редакция ФЦП "Электронная Россия" (721-П www.government.ru/content/governmentactivity/rfgovernmentdecisions/archive/2009/09/10/7594263.htm), запустился портал госуслуг gosuslugi.ru И даже в архивном деле появились электронные документы. Серьезно изменяется положение в открытости сайтов ФОИВ и субъектов РФ  953-П www.government.ru/content/governmentactivity/rfgovernmentdecisions/archive/2009/11/24/3222468.htm ). Решены вопросы оргаструктуры, позволяющей на базе единого оператора инфраструктуры электорнного правительства добиься единой точки ответственности www.government.ru/content/governmentactivity/rfgovernmentdecisions/archive/2009/10/15/4434321.htm


Увы, депутаты в это не "въехали" - и не только в это проекты. Вообще за 2008-2009 год было принято всего 3 закона/проекта в ИТ сфере !!! Хотя профильные депутаты активно продолжают пиариться - скакать в блогах на деревянных лошадках и махать пластмассовой сабелькой в борьбе с "плохими федералами"  - заматывая реальные дела в дискуссиях . Как в пословице - лучшая оборона - это нападение.  И никакой судебной, административной реформы на деле. Негативный отзыв правовиков Думы граничит с анекдотом "Следует отметить, что в настоящее время функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере административной реформы не возложены ни на один федеральный орган исполнительной власти. В этой связи полагаем, что создание нового федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление данных функций, равно как и возложение данных функций на существующий федеральный орган исполнительной власти, а также осуществление вышеперечисленных полномочий повлекут расходы, покрываемые из федерального бюджета. "

А что депутаты - они же такие как мы - они же выражают мнение общества (хотелось бы верить) - мы от них этого не просим - вот они и не считают это проблемой. И по Конституции депутаты ну никак не подчиняются ни Правительству, ни Президенту. Так что прежде всего сами требуйте государственные элеткронные услуги не отходя от кассы ! 

Еще В.И.Ленин писал " «...У нас дело всерьез не берут. А к суду за волокиту привлекали? Где у нас приговоры народных судов за то, что рабочий или крестьянин, вынужденный четыре или пять раз прийти в учреждение, наконец, получает нечто формально правильное, а по сути издевательство? Ведь вы же коммунисты, почему же вы не организуете ловушки этим господам бюрократам и потом не потащите их в народный суд и в тюрьму за эту волокиту?»"  (27 мая 1921 г)


Tags: портал госуслуг, электронная россия, электронное правительство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments