?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Банк России строго говоря никому не подчиняется. В Законе "О центральном банке" это написано явно и недвусмысленно. Конечно , есть наблюдательный совет - в который входят члены Правительства, и эту независимость можно назвать условной. 

А вот пример "хорошей зависимости" - ЦБ РФ не остался в стороне от электронного правительства С 1 июля 2010 года вступают в силу новые дополнения к практически эпохальным 2-П, 302-П, 318-П   . Согласно им прекращает жить в бумажном виде самый наипопулярнейший долгожитель - "Мемориальный ордер". Обычно документов такого класса в каждом банке (конечно зависит от размера) в день набегают сотни тысяч. На распечатку их и подшивку тратилось и время и немалые деньги (по словам спецов МГТУ -  до 3 млрд руб только на бумагу в год). Теперь документ уходит в прошлое - допускаются исключительно электронные документы безо всякого отображения в "реальный мир".

Не забыты и любители традиций - банки приходят и уходят (с ними и их базы данных) - а клиенты остаются. Теперь - несмотря на "электронность" клиент вправе получить на руки специальный документ "Банковский ордер" . Документ предназначен для оформления расчетных операций между Банком и его Клиентом. Все комиссии, начисления процентов, любые зачисления или списания с клиента (если не касса и не платежка/документы 2-П), оформляются Банковским ордером..

Учитывая что "время-деньги" - инициативы ЦБ РФ достойны всяческого приветствия. Ему хорошо - он не обязан ждать от депутатов федеральных законов, а вправе проводить свою нормативно-техническую деятельность. Благодаря ей - уже более 15 лет банки сдают в основном в электронном виде отчетность, получают электронно новые версии справочников. Никого не смущает мутный статус закона об ЭЦП - еще с 1997 года введено понятие электронного платежного документа www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_50935.html , написаны грамотные процедуры использования ЭЦП и внутреннего арбитража , а в системе БЭСП www.orioncom.ru/demo_bkb/bnd/tema31_1.htm  взаимодействие между финансовыми институтами происходит практически в реальном времени.  Само собой портал ЦБ умеет отдавать данные веб сервисом (например так $result = file_get_contents("http://cbr.ru/currency_base/D_print.asp?date_req=".date("d/m/Y"));   ) или так www.cbr.ru/scripts/Root.asp , а основные объекты используют форматы XML

Но, поскольку обычный коммерческий банк существует еще и как предприятие - в виде ОАО, ЗАО и пр. - то он обязан подчиняться и указаниям Минфина России. И вот тут наступает паралич мозга - насколько же разнятся ведомства. Если Банк России например давно (с 1 января 2004 года) требует отчетность по международным стандартам МСФО , то Минфин свой закон "О консолидированной отчетности" похоже утопил. На выставке "Бухучет и аудит -2008" Александр Бакаев официально заявил, что Россия не только не будет переходить на МСФО из-за "несовершенства" стандартов, но и сближать российский и западный учет министерство более не намерено (скромно промолчав что до этого "реформирование учета" проводилось при широкой российской и иностранной финансовой поддержке)

Примерно такая же пропасть и в организационных подходах. Конечно ЦБ РФ тоже чиновник, и тоже скуп на инновации - но - делая аналогию с государственными услугами - скупость его имеет под собой основания - он имеет дело с самыми опасными и самыми важными документами - с финансовыми. Непрофессионализм тут опасен. Если какая то справка может потеряться, и в худшем случае ее можно восстановить - потеряв только оплату за услугу - то ошибка в финансовых платежах может создать наисерьезнейшие убытки, которые невозможно будет "вернуть" никаким способом.

И все равно - это не стало "наиуважительной" причиной чтобы оправдывать свое бездействие. Финансовая система России есть, прекрасно работает, прокачивает миллионы документов в сутки, на часовые пояса абоненты не жалуются и все это благодаря четкому и грамотному применению вычислительных средств, телекоммуникаций и выстроенному технологическому регламенту и не менее автоматизированному контролю и надзору.

p.s. Казалось бы - а чего хвалить - если переход будет только через полгода ? Да потому что дата перехода в понятиях ЦБ РФ, это и есть дата старта - к ней нужно подготовиться, запрограммировать и протестировать свои АБС, провести тестовые сеансы связи - как в нормальном проекте. Не задним числом что-то подкручивать (см что делается в интерпретациях финансовых ведомств Трудового законодательства) , а объявить и сделать. Так и не иначе. Поэтому в 1 июля верится безусловно.