tri_botinka (tri_botinka) wrote,
tri_botinka
tri_botinka

Category:
  • Mood:

Электронное правительство по - русски.

-- Исходное письмо Сергея Купцова sergei-kuptsov.livejournal.com/8142.html--
Основная цель электронного правительства – ограничить самоуправство чиновников, свести их полномочия по влиянию на жизненные ситуации граждан к рутинным действиям, которые будут контролироваться вышестоящими руководителями по принципу «эскалации проблемы или отклонения от нормы»

Решение выбора Ростелекома в качестве технологического оператора «Электронного правительства» правильное, но недостаточное для успеха проекта. Сегодня при наличии большого технологического задела следует решать административные вопросы, а не технические. Нужен ОДИН надведомственный куратор и исполнители в ведомствах. Необходимо назначить кураторов внутри ведомства, лично отвечающих за внедрение конкретных услуг (поштучно и поименно).

Ростелекому ставят задачу создать инфраструктуру и «дотянуть» услугу до человека. Задача критически важная, но не достаточная. Необходим пакет административных мер внутри каждого ведомства, описывающих от начала до конца конкретный процесс, например, выдачу справки или прием заявления в электронном виде. Очевидно, что если Ростелеком решит создавать глобальную телекоммуникационную инфраструктуру, не осознав сутевую проблему, которая находится вне его компетенции, то через 3-4 года они придут в ту же точку, в которой находится проект Электронного Правительства Минкомсвязи сегодня. Портал ОГИЦ, к которому много нареканий, является сутевым воплощением отсутствия административной составляющей «Электронного правительства». Его можно критиковать, но что бы мы хотели там увидеть? У проекта портала сегодня нет функционального заказчика, который определил бы его вид, формат и принципы наполнения, а также нет легальных каналов поступающей информации и возможности представлять легальные внутриведомственные услуги. Процесс внедрения электронных услуг тормозит не отсутствие технологической базы, а отсутствие плановой и поштучной их реализации.
Модернизировать инфраструктуру Ростелекома для предоставления гражданам бесплатного доступа к электронным услугам за счет бюджетных средств - стратегически правильная задача. Предоставлять услугу гражданину независимо от места его проживания должно государство. Ростелеком не имеет альтернативы в части «огосударствления» электронной услуги. Вложения в инфраструктуру через несколько лет даст положительный эффект для рядового потребителя в виде электронного киоска или компьютера с доступом к порталу госуслуг. Однако, совершенно очевидно, что компетенция Ростелекома позволяет решать лишь прикладную задачу «доставки» услуги до пользователя. В этой ситуации необходимо создание консорциума государственных предприятий и научных учреждений под кураторством Аппарата Правительства.

Задачу можно разделить на следующие категории:

1. Постановка задачи в части представления и администрирования услуг в электронном виде конкретным исполнителям поведомственно
2. Обеспечение общего руководства проектом, контроль сроков внедрения и качества работ, распределение финансирования
3. Построение телекоммуникационной инфраструктуры доставки электронных услуг пользователям
4. Обеспечение эксплуатации телекоммуникационной инфраструктуры без привлечения средств пользователей
5. Задействование инфраструктуры ОГИЦ для расположения на ней основных критических компонент «Электронного Правительства»
6. Эксплуатация инфраструктуры центрального ядра ОГИЦ, Федерального удостоверяющего центра
7. Создание и развитие информационных систем центрального звена ОГИЦ, работы по внедрению электронных административных регламентов в технологической части
8. Разработка Электронных административных регламентов в административной части и пакета административных мер по реализации внутриведомственных процедур
9. Создание института изучения общественного мнения, привлечение научного сообщества для обсуждения популяризации услуг, предоставляемых в электронном виде
10. Методическая работа с ведомствами в части внедрения конкретных услуг и обучения пользователей.

Следует учесть необходимость создания совета главных конструкторов с положением и полномочиями Главного Конструктора.

«Выпадение» отдельных участков экспертизы может привести к необратимым последствиям в создании системы. Примеры:
Создание Портала Госуслуг в отрыве от ключевых систем ОГИЦ, обеспечивающих юридическую значимость документов приведет к невозможности оказывать любые услуги кроме информационных
Использование Удостоверяющего Центра Пенсионного Фонда РФ, не учитывает нормы безопасности и распоряжение правительства № 931 от 25 декабря 2007г., Единый идентификатор СНИЛС имеют не все граждане РФ, он отсутствует у мигрантов и других категорий проживающих на территории людей, заведомо исключая их из категории пользоватей

--
И мой ответ
Я так понимаю - это стратегемы ? Более подробно дополню (IMHO)

>1. Постановка задачи в части представления и администрирования услуг в электронном виде конкретным исполнителям поведомственно

Тут 2 проблемы - "что" делать и "как" делать. "Как" - насколько я понимаю будет предметом системного и техпроекта на электронное правительство. Но в принципе можно не дожидаться и написать что-то типа мини-концепции. Наработанных в 2006-2008 годов материалов НИОКР (именно тогда вышло 502-П где говорилось про "электронное государство"). Дальше нужен план и поручение ведомствам - это будет скорее всего поручение комиссии по админ.реформе или лично С.С.Собянина. Опасный вопрос - бюджет, т.к. скорее всего на 2009 год деньги у многих уже расписаны, а "перерасписать" до конца года не успеют - следовательно либо будет аврал с нецелевым перерасходом(что кстати для ведомств просто как праздник), либо мягкий саботаж поручений до середины 2010 года (когда может быть деньги появятся).

> 2. Обеспечение общего руководства проектом, контроль сроков внедрения и качества работ, распределение финансирования

Контроль сроков, распределение финансирования - это техническая задача, ее можно повесить на "дятлов" из числа офисного планктона. А вот "руководство" я так понимаю это не только "погонялки", но и управление рисками. Здесь большая проблема - т.к. проджект менеджер должен быть компетентным в своей деятельности и иметь многовариантную стратегию поведения - если есть ограничения по срокам/финансам - придумывать очередную конструкторскую находку. Здесь вижу просто драму - министерские сотрудники (при всей тактичности) не компетентные разработчики и не сертифицированные проджект-менеджеры. Следовательно будут устраиваться бесконечные многочасовые совещания и перетирание "из пустого в порожнее" - пока кто нибудь из исполнителей робко не возьмет инициативу на себя, а другие ему "помогут" утонуть - и так как в сказке про десять негритят.. Внешняя экспертиза (хоть и должна быть по 594-ФЗ) будет применяться ограничено. Надежда на "Восход" (единственные опытные госразработчики промышленных систем) слабая - т.к. на совещания он будет приходить со своей канистрой бензина и от него придется постоянно прятать спички :-) Ростелеком (вернее тот департамент управления проектами ЭП) - не впечатлил абсолютно - в спешке набирают случайных людей. Одна надежда на мощных субподрядчиков электророссии типа Ланита, Nvision, Армада - или какая загадочная компания N. В принципе в России есть пяток компаний, умеющих писать высоконагруженные VLDB решения в распределенной SOA архитектуре - но они обычно "живут" в корпоративке и банках - с госзаказчиками им скорее всего работать будет неинтересно.

> 3. Построение телекоммуникационной инфраструктуры доставки электронных услуг пользователям

Это Ростелеком думаю сделает идеально - или выделенка, или наложенные сети - сплошной box moving и растаможка.

> 4. Обеспечение эксплуатации телекоммуникационной инфраструктуры без привлечения средств пользователей

Щас ! На региональном уровне нужно софинансирование субъектов - как минимум сети общественного доступа - с ним пока неясно. Опять же вопрос философский - почему "электронная услуга" должна стоить дороже обычной, бумажной ? Если они отрабатываются на одном регламенте ? В этом - риски убыточности новой сети (в невозможности ускоренной аммортизации вложений). Либо нужно подружиться скажем с системами мгновенных платежей - а им мало радости дооснащать дешевую сеть терминалов шифраторами, ЭЦП, сканерами, перс.идентификаторами или какими-ми нибудь фискальными регистраторами от "Искры" под 100 тыс руб..
А то денег хватит только на 23 инфомата а-ля "Электронный Татарстан" г-на Никифорова, которые второй год с одним и тем же стендом и аппаратом глаза правительству мозолят и денег выклянчивают :-)

> 5. Задействование инфраструктуры ОГИЦ для расположения на ней основных критических компонент «Электронного Правительства»

Так и будет - было бы странно государству вбухать в ОГИЦ почти 2,5 млрд - а потом от него отказаться.

> 6. Эксплуатация инфраструктуры центрального ядра ОГИЦ, Федерального удостоверяющего центра

Сети (!) доверенных УЦ - так что весь ваш десяток, и еще чуток Ростелекомовских очень нужны. Я так понял есть проблемы по производительности - генерация подписи в КриптоПро - 1000 подписей в день, это на несколько порядков хуже требуемого документооборота.

> 7. Создание и развитие информационных систем центрального звена ОГИЦ, работы по внедрению электронных административных регламентов в технологической части

Не центрального, а инфраструктуры ОГИЦ, распределенной по ведомственному и территориальному признаку (не забываем про любителей канистр и спичек :-))

> 8. Разработка Электронных административных регламентов в административной части и пакета административных мер по реализации внутриведомственных процедур

Здесь обычная засада от незнания процессного подхода. Авторы 478-П похоже не читали ни Деминга, ни ISO 9000. Даже по "структурному подходу" так не делается. Не отделили спонсора от функционального заказчика, не дали метрик процессов, не озаботились средством объективного моделирования, измерения и постоянных улучшений. Только поглядев на ландшафт можно разбить реестр услуг на кластеры и придумать стратегию их реализации - и не факт что все нужно автоматизировать - может вообще процесс - кандидат на "отстрел". А не имея метрик - вообще не поймешь стало лучше или хуже, дешевле или дороже, надежнее или опаснее. В общем потеряли 0,5-1 год пока до государственных мужей "дойдет"..

> 9. Создание института изучения общественного мнения, привлечение научного сообщества для обсуждения популяризации услуг, предоставляемых в электронном виде

Была такая статья расходов в 502-П , в связи с секвестром 2009 года обнулили. И кто будет этот "ученый" - та же Плешка или Брауде-Золотарев ? Они (IMHO) грешат придворной вежливостью и "на принцип" (типа Гриши Перельмана из Питера) при виде денег не пойдут. Интернет тоже не помошник - по опросам "Какая услуга нужна?" на 2011 год в ЕС побеждает с отрывом просьба доставлять наркотики и проституток до квартиры... В общем см п. 2

> 10. Методическая работа с ведомствами в части внедрения конкретных услуг и обучения пользователей.

Ну это мы любим и это мы можем. Для начала нужно сделать госслужбу привлекательной, чтобы не обучать каждый год новых конструкторов (см список Главных Конструкторов от ПВТИ - какая там текучка) и дать критерии обучения - не 5000 человек же обучить за 5 лет (см 502-П), во вторых IMHO "насильно" обучить никого нельзя - захотят, сами научатся - главное создать состояние неустойчивого равновесия . Медведев уже намекнул в понедельник - кто будет "тормозить" - останется без бюджетных денег, да и Минфин похоже выдумывает новую бюджетную статью учета ИКТ расходов. "Чему" учить - абсолютно ясно. 5 лет назад комиссия уважаемых экспертов и авторитетов ИТ при Мининформсвязи написала _прекрасные_ квалификационные требования по различным компьютерным специальностям. Ау ! Роструд и Рособразование - где реальные специальности, квалификационные требования, программы обучения в ВУЗах и специальное обучение ? "Нифига не сделано" - как сказал Дмитрий Анатольевич. Вот где нужно копать (а порой кого-то и закапывать).


Tags: электронная россия, электронное правительство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments