tri_botinka (tri_botinka) wrote,
tri_botinka
tri_botinka

Categories:

Найди 100 отличий

Регулярно "обличающие" электронное правительство блогеры приводят чудовищные цифры неэффективного использования государственных средств, направляемых на автоматизацию. При этом обычно много внимания уделяется уже свершимся фактам - проведенным конкурсам, сданным в эксплуатацию сайтам. Это что называется диагноз post-mortale - когда уже факт свершился и остается только его опротестовывать в суде либо ставить очередной черный плюсик в копилку ведомства, государства и человечества в целом.

Я же хочу (конечно же же с изрядной долей субъективизма) посмотреть на причины и показать на прозрачных примерах - какие есть отличия при внедрении информационных системы в коммерческом и государственном секторах.
Жизненный цикл ПО возьмем стандартный : замысел - выбор- внедрение (p.s. ЖЖ глючит - поэтому извиняюсь за форматирование - не могу пока победить.. Но ведь главное идея :-)

Шаг 1 Принятие принципиального решения об автоматизации (основание)
Государственный секторКоммерческий сектор
Нормативно-правовой акт

Решение владельцев (акционеров)

Решение руководителей (исполнительный менеджмент)

Инициатива вертикального руководителя (в пределах его лимитов и полномочий)


Уже видно первые ньюансы. В коммерческом секторе решение принимаю достаточно много "первых" лиц. В принципе они вполне логичны, открыты, поэтому при достаточной коммуникабельности на их решение может повлиять кто угодно из его окружения - от коллег, подчиненных, жены и до персонального водителя. Достаточно бросить фразу "А неплохо бы Михалыч, сделать базу данных дней рождения сотрудников и пусть курьер заранее привозит им подарки" или "ну замучались мы руками считать - давайте купим какую-нибудь 1С" . Если ожидаемый эффект соразмерен запрашиваемой сумме - то решение "Выбрать и купить !" принимается мгновенно.

В государственном же секторе нужно веское основание, называемое нормативно правовой акт, несущий расходное обязательство. Это может быть постановление, распоряжение, федеральный закон, международное обязательство и т.п.. Путь этого НПА долог - и в процессе его подготовки в него вносятся замечания руководства, экспертов Минэка, Минфина, депутатских и партийных лобби, Аппаратом Правительства. В общем документ становится относительно безликим, неконкретным с огибающими формулировками. Бывает он так искажается, что от него "на выходе" открещивается даже автор. Поэтому читать НПА трудно, вопросов "а что ты имела в виду ?" задать некому, время между возникновением события и реакцией на него ушло, выполняют НПА возможно уже совсем другое поколение (команда) чиновников. Поэтому фиксируем первые штрафные баллы - отсутствие четкого поручения и обратной связи с "носителем замысла".  Cчёт 1:3

Шаг 2 . Выбор решения 
Государственный сектор
Коммерческий сектор
Подготовка конкурсной документацииФормулирование ключевых пожеланий
Встречи с поставщиками
Установка демо-версий
Нанимание консалтерский компаний (помогите выбрать!)

Переходим к следующему шагу - выбираем - что бы хотелось. У коммерческой компании достаточно широкий выбор вариантов - достаточно определиться с ключевыми "хотелками" - а затем либо исследовать рынок, либо привлекать консультантов, которые на блюдечке (не бесплатном) приведут поставщиков и помучают их для блага заказчика. Можно попросить демо-версии, компьютеры, стенды - на "поиграться" и задуматься над желанием что-то купить.

В госсекторе с этим сложнее. Официально нанять консультанта не получится - во первых ставка - всего лишь 4000 руб (вы будете за эти деньги работать ?), во вторых правила закупок таковы - что у госзаказчика дается по сути один шанс, чтобы написать конкурсную документацию, выложить ее на конкурс или аукцион и ждать, пока "рыбка клюнет". Конечно, поскольку НПА, как я говорил, трактуют совсем другие люди, и вообще говоря не особые специалисты в написании требований на информационную систему, то белых пятен будет более чем достаточно, а "выстрел" всего один - на луну с первого выстрела даже Жюль Верн не попал.. Приходится идти на поклон к поставщикам и слезно просить - напишите мне конкурсную документацию на то, что вы продаете (мы знаем что не может обещать что-либо купить - аукциона ведь не было)  А здесь уже сильнейший элемент конфликта интересов и коррупции. Счет 2:7

Шаг 3 . Подготовка к заключению договора (пресейл)
Государственный секторКоммерческий сектор
Аукцион
Тендер
Прямая покупка
Закрытый тендер
Открытый тендер

После того как стало ясно, что же будет приобретаться (для госсектора еще неясно у кого) выбирается способ уточнения "кандидата" из short-list и варианты выбора поставщика.
Коммерческий сектор думает - будет ли он выбирать - или купит к чему душа лежит, и варианты того как будет проходить "кастинг" - либо рассылка наиболее интересным привлекательным поставщикам, или открытое объявление о конкурсе.
Госсектор должен делать все открыто - поэтому "втемную" выбрать поставщика решения не может (по моему лишь при покупке до 100 тыс.руб).   Счет 4:10

Шаг 4 "Прессование" поставщика по цене
Государственный секторКоммерческий сектор
НетВозможно вытребовать:
скидку на решение, 
эксплуатацию, 
дополнительные компоненты, 
дополнительную функциональность

Четвертый шаг - из искусства торговли. Как только потенциальный "продавец" приглянулся, "покупатель" понимает - что он у него на крючке и начинает изображать неохоту к покупке. "Продавец" начинает обещать дополнительные бонусы - лишь бы покупатель не ушел. В принципе грамотно шантажируя предложениями от других поставщиков - можно выторговать существенную скидку. Если уж не на работы (по настройке, доработку) - то на стоимость лицензии.   С западными компаниями и поставщиками "железа" этот фокус проходит с трудом - "местные" сейлзы либо не имеют полномочий так торговаться, либо у них и так маленькая маржа - а в убытки работать не хочется. Но десятки % от первоначально заявленной цены на лицензию на типовое решение обычно выторговать можно без труда.
В государственном секторе - после того как прошел аукцион или тендер пытаться уменьшать цену уже бессмысленно. Правилами такого не предусмотрено. Да и особо нет мотивации - деньги выделены, если их не потратить - они уйдут в конце года в Казначейство - так уж лучше потратить.  Счет 4:14

Шаг 5 Отказ от покупки
Государственный сектор
Коммерческий сектор
НетДа

Относительно редкая, но вполне житейская ситуация. Поторговались, не пришли к пониманию или подумали все взвешенно прежде чем поставить подпись на договоре. И отказались.  Фиг с ним, с автоматизацией - проживем и без нее. Не больно то и хотелось. Зато деньги экономим и в оборот их пустим. Ну не было раньше понимания что это "столько стоит !" - а теперь есть понятие и о цене, и  о поставщиках. Будем тогда зарабатывать прибыль на то что понравилось больше всего. Так думает "коммерсант"
В госсекторе - если прошли торги и все формально "срослось" то незаключение контракта считается грубейшим форс-мажором (и даже подсудным).  Опять же какой смысл чиновнику экономить - ведь в следующий год денег не дадут !  Счет 4:15

Шаг 6 Оплата договора
Государственный секторКоммерческий сектор
Безналичный аванс (30%)"Черный нал"
Наличные
Безналичные 100%
Аванс %
Аккредитив
Бартер
Обмен активами

Вариантов оплаты у коммерческого сектора полно - от бартера до черного нала. Валюта, место оплаты, бенефециар - все глубоко вариабельно.
У госсектора - только аванс по заранее определенной нормативными актами % ставке.  Счет 5:22

Шаг 7 Возможность доработки исходных требований после подписания договора
Государственный секторКоммерческий сектор
НетДа

Если при начале внедрения заказчик вдруг понял, что ему нужно иное (а може и совсем иное), то он вправе переформулировать исходные требования вплоть до полной их переделки. Нет проблем - если нужно формально оформляется доп.соглашение к договору - и вот новый план график и скоп работ. Возможно конечно попросят доплатить, а может и нет.
В госсекторе такие вольности не допускаются - за что уплочено, то и должно быть проглочено..   Счет 5:23


Шаг 8 Приемо сдаточные работы
Государственный секторКоммерческий сектор
Очень жестко и формально

Решение владельцев (акционеров)

Решение руководителей (исполнительный менеджмент)

Инициатива вертикального руководителя (в пределах его лимитов и полномочий)

Вот наконец разработали информационную систему, провели опытную эксплуатацию, допустим все устроило - нужно счастливо фиксировать результат и прощаться. У коммерсанта традиционно широк выбор - никакими формальными рамками он не связан (кроме подписания акта о выполненных работах)
В госсекторе же нужно проверить каждую запятую, оформить недостающие ТЗ, протоколы испытаний, куча ГОСТовских спецификаций. И по всей цепочке иерархии донести их до Высокого руководителя. Счет 6:26

Шаг 9 Окончательные расчеты
Государственный секторКоммерческий сектор
70 % закрывающих денег"Черный нал"
Наличные
Безналичные 100%
Аккредитив
Бартер
Обмен активами

"Кинуть с деньгами"

Вариантов проведения окончательных расчетов у коммерсанта столько же, сколько и начальной оплаты. Добавим еще один вариант "кинуть с деньгами" вообще отказавшись платить под какими то "уважительными предлогами" - такое бывает редко, но имеет место быть. Будем это считать еще одним риском продавца "предоставить скидку"  Счет 7:33

Шаг 10 Как будем отчитываться за потраченные деньги ?
Государственный секторКоммерческий сектор
Отчет Счетной палате
Отчет контрольно-ревизионным органам
Отчет органам власти (местным, субъекта, федеральным)
Отчет правительству
Отчет президенту
Отчет в Минфин, Минэк, Минобр и пр...
Отчет обществу
Отчет акционерам

И вот последний шаг. Что будет делать коммерсант, если ему нужно кому-то рассказать - куда он потратил деньги. Если у него ЗАО или он сам единоличный собственник - то никому ничего доказывать что ты не верблюд - не нужно - и так видно что все работает (или не работает - но махнули на это рукой). Если открытое акционерное общество - то в крайнем случае доложит на ежегодном собрании акционеров.
А вот в госсекторе "веселая жизнь" только начинается - такого количества отчетов вы в жизни не видели. То в Word, то Excel, то на портал вбивать, то сотни страница печатать.  Плюс пояснительные записки в стиле "чтобы и до тупого дошло". Причем отчитываться будете не только в январе после отчетного года, а ПОЖИЗНЕННО - по любому чиху и выверту "интересующихся"...

Итак финал Счет 8:40
В 5 раз хуже (!!!) у государственного сектора !!!!
А мы еще не говорили про сопровождение (эксплуатацию), модернизацию и продажу(списание) выработанных активов...

Ну зачем ЭТО государевы мужи сделали ? Казалось бы ответ - у коммерсанта деньги "свои"  - а тут "народные". Но извините - у коммерческого банка тоже деньги не свои, а взятые "на время" у вкладчиков (уставной фонд не берем - у ФГУП он тоже есть) .
Вместе с тем банк понимает, как эти деньги вернет, считает время возврата инвестиций - и вписывается в нужную схему.
А зачем ЭТО государству ? И чьи реально интересы охраняет такой, увы не нами, заведенный порядок ?
Tags: информационное общество, электронная россия, электронное правительство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments