tri_botinka (tri_botinka) wrote,
tri_botinka
tri_botinka

Categories:

8 недостатков электронного правительства РФ - по FORBES

В глубоко уважаемом мною журнале Forbes вышла любопытная статья Андрея Бабицкого "8 вещей, которых не хватает электронному правительству России" www.forbesrussia.ru/node/47701/slideshow

Попробуем пробежаться по буллетам

1. Дистанционные способы оплаты услуг

В мире практически нет государств, принимающих оплату госпошлин кредитками, но некоторые страны, например, Бахрейн, принимают к оплате дебетные карты. Существуют и более безопасные альтернативы. В Японии (и в эмирате Дубай) для оплаты государственных сборов можно использовать предоплаченные стретч-карты (вроде тех, которыми платили еще недавно за мобильную связь). А во Франции и Италии оплату проводят гербовыми марками, которые продаются в табачных ларьках — всяко удобнее, чем стоять очередь в сбербанке.

Пример для подражания: Бахрейн

ДА - но это легко !??. Это и организационно, и методически один из самых тяжелых моментов. Существует либо явный запрет или неоднозначности в законодательстве (типа п. 3 ст. 80 НК) о том, что прием услуги должен сопровождаться предъявлением платежного документа-пошлины. Кроме собственно платежа немалое беспокойство вызывает и особенности его проведения - как ввести дополнительные реквизиты, как верифицировать поля, кто и где считает тарифы. При применении агентских и посреднических схем нужно _гарантировать_ сохранность персональных данных, гарантированный трансфер платежа до адресата. Опять же страна большая - возможны из-за часовых поясов косяки с датой отправки/датой получения/операционными днями, курсами и пр. Предполагалось что проблемы гарантированного дохождения денег решит ФЗ о национальной платежной системе, а лимиты и защиту данных - решение на основе универсальной электронной карты. Однако там процесс идет необычайно туго. Банки тянут в свою сторону, поставщики решений в свою, субъекты лоббируют свои структуры, ФОИВ с ЦБ выделяют ресурсы по остаточному принципу - что сказывается на общей низкой компетенции команды при внесении изменений и процессе согласования.  Прям метафора с огромной колонной из стульчиков - и каждый раз кто-то ежедневно выдергивает самый нижний стульчик..     Изменения в связанные ФЗ о возможности приема квитанции об оплате в электронном виде уже внесено в виде проекта в Государственную Думу. См tri-botinka.livejournal.com/6047.html
 

2. Защита персональных данных паролем

Пользователи российских правительственных сайтов анонимны. Чтобы подтвердить свою личность, гражданам приходится посещать присутственные места, что само по себе сводит на нет все удобства электронного правительства. В некоторых странах с анонимностью пользователей научились бороться. Например, каждый житель Сингапура может завести персональный логин и пароль на сайте госуслуг и даже привязать его к номеру мобильного телефона. После чего он получает возможность, например, посмотреть состояние своих пенсионных отчислений на экране мобильного телефона. С февраля 2010 года в сингапурской государственной системе услуг могут регистрироваться даже отдельные держатели рабочих виз.

Пример для подражания: SingPass, Сингапур

Тоже трудный момент. Закон об электронной подписи завис в Государственной Думе. Отечественных разработчиков "напрягли" при регистрации на портале кроме мобильника предъявлением СНИЛС, ИНН, Почтового адреса (хорошо хоть анализ слюны на ДНК не берут)  В качестве ответного пряника пока не дали ничего. А уж про держателей рабочих виз и прочих эмигрантов, увы, забыли.
 

3. Онлайн-участие в тендерах на госзакупки

Строго говоря, в России существует сайт госзакупок, на котором публикуются все объявленные тендеры. На практике это дискредитация идеи. На лучшем сайте госзакупок — ирландском — можно не только быстро найти нужный тендер, но и подать заявку на участие в нем. При этом сам поиск облегчен до предела: помимо строки для запросов сайт содержит и рубрикатор, благодаря которому можно без труда узнать, какому государственному ведомству нужны занавески, автомобили или цветочные горшки. Особенно удачно, что в Ирландии не практикуется наименование лотов на смеси алфавитов.

Пример для подражания: e-Tenders, Ирландия

Тоже непростой момент. Закон об аукционах и государственных торгах регулярно сдвигается. Теперь - уже на 2011 год. При том, что через поставки продукции и госзакупки проходит до 6 трлн. руб в год , невнимание к проблеме озадачивает. Мелкие подтасовки в шрифтах, условиях и т.п. уже даже не вызывают смеха - похоже есть смысл не вылавливать блох, а сразу строить "Федеральную контрактную систему".  Про тендеры и госзакупки лучше прочитать у "профильных" блоггеров - например тут community.livejournal.com/pro_torgi/ или тут snabjenci.ru/gos-zakupki.shtml

4. Обратная связь

Формы обратной связи с населением, если и есть, как правило, незаметны и неудобны. И не только в России. Самый удивительный пример того, как можно интересоваться мнением избирателей, демонстрирует французский правительственный сайт Débat Public («Публичное обсуждение»). На сайте заблаговременно публикуется документация, касающаяся важных инфраструктурных проектов (мостов, дорог, жилого строительства и проч.), с тем чтобы граждане страны могли высказать свое мнение.

Пример для подражания: Débat Public, Франция

По правде говоря это не входит в основные задачи электронного правительства. Это скорее в "электронное государство" или "информационное общество". Технически Центризбирком уже отработал проекты поправок в законы "О системе ГАС-выборы" и "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и праве на участие в референдуме" - как раз разрешающее их проведение в электронном виде. Но,  следует задуматься о воспитании общественной самосознательности. Это во Франции, по любому поводу граждане выходят на площади и дружно начинают пугать правительство. В нашей богатой азиатскими и византийскими традициями Родине такое вече трудно организовать из-за "внутреннего врага, сидящего в голове", плюс увы - монотонно возрастающее превращение молодых граждан в кидалтов.   Так что сделать можно - вопрос для Кого !?


5. Возможность общения с сайтом на иностранных языках

Не только сайт госуслуг, но даже и страничка Федеральной миграционной службы (вместе с «памяткой иностранным гражданам») написаны только по-русски. Даже если чиновникам хочется верить, что все мигранты говорят и читают по-русски, это безусловно не так. Не питающие иллюзий австралийцы перевели отдельные части сайта на несколько десятков языков, включая русский, украинский и несколько африканских.

Пример для подражания: We Speak Your Language, Австралия

Да - нетрудно. И даже надо - если не для эмигрантов , то для богатых национальными традициями республик и народностей. Согласно 8-ФЗ официальные сайты _должны_ иметь информацию на русском языке и _могут_ иметь информацию на других языках. Правда таких сайтов, с аутентичным переводом, с синхронной новостной лентой, с поддержкой UNICODE на экране, протоколах взаимодействия  и внутри баз данных пока не видел.
 

6. Простой доступ к статистике

Доступная гражданам государственная статистика раскидана в России между сайтами многочисленных ведомств и страницей Росстата, сделанной, кажется, в прошлом веке. В разделе «Статистика» на сайте госуслуг есть один подраздел — «Предоставление официальной статистической информации по письменному запросу пользователя». Как может выглядеть более информативный статистический сайт, можно узнать на примере США, как он может смотреться более развлекательным, демонстрируют Нидерланды.

Пример для подражания: CBS, Нидерланды

Ну это со зла. Сайт Росстата дает очень приличную информацию и даже оцифровал архивы СССР (количественно, а не качественно - если не вдаваться в детали - _как_ он это считает - например показатели 2009 года оказались странным образом занижены, а данные за 1 кв 2010 года - на отсутствие которых ссылается Минэк при подготовке прогноза бюджета на 2011 год задерживаются) . Другое дело - что неохота пробираться сквозь дебри поисковых систем, а желательно получать информацию в 100% автоматическом виде. Так что прямая дорога в OpenGov 2.0  Подробнее тут - www.opengovdata.ru/   И не совсем это дело электронного правительства
 

7. Информация для тех, кто путешествует

На сайте gosuslugi.ru можно узнать, как получить международные права, но нельзя например, выяснить, что делать людям с правами, выданными в других странах. Это часть общей проблемы сайта: он сделан так, как будто других стран в мире просто не существует. Ориентироваться можно, например, на транспортную страницу сайта новозеландского электронного правительства. Там есть не только вся нужная информация для приезжих (или вернувшихся из отъезда), включая допустимые нормы содержания алкоголя в крови, но и расписание паромов и поездов на островах. В России, по географическим причинам, такая информация на главном государственном сайте — практически вопрос чести.

Пример для подражания: Transport and Roads, Новая Зеландия

Это не задача электронного правительства. Тоже предстоит возможно решать в проектах "информационное общество". Но есть вопрос - а почему это нужно делать за федеральные деньги ? Проект вполне жизнеспособен, и можно найти спонсоров - "продающих" GPS Point на геоинформационных ресурсах. НО. Раз допускается смешанная форма финансирования , вправе возникнуть вопросу и о собственности имущества. А вот с этим у картографии трудно. Карты, наработанные в СССР с одной стороны "общие", с другой "ничьи". Иногда вдруг возникают права и у авторов оцифровки. Затем появляются права и у авторов 3D моделей (нужны для коммуникаций). Вот и выходит что ГИАС класса Google Map с открытым API в стране нет. Так что эта "сказка про репку" с персонажами, вытягивающими из Земли (в прямом и переносном смысле) свои лузлы будет долго тянуться.. Поэтому Форбс не прав - нам это сейчас сделать ох как трудно.


 

8. Поиск учреждений по адресу пользователя

Самая распространенная и очевидная услуга, которую, тем не менее, не предоставляет российское электронное правительство. Если чиновник не может помочь гражданину в сети, то должен хотя бы сказать, куда обратиться. Обычно это делается автоматически: достаточно вбить свой почтовый индекс в поисковое окно, чтобы получить адреса релевантных учреждений.

Пример для подражания: Service Public, Франция

Да - нетрудно. А вы помните индекс ? Я только в останкинский Телецентр помню - 127000, да и то по ежедневному просмотру "Спокойной ночи малыши" и прочих АБВГДеек . Конечно мы не в Англии - где телефон и адресе синхронно следуют друг другу не один десяток лет и досточно на конверте написать телефон. Но и не в Индии где адресов нет и пишут "третий крайний домик слева от кривого попрошайки у  рынка, который играет на ситаре.." Я бы предпочел адрес в подборе по ситуации или своему нахождению.  Так что на портале госуслуг (посмотрите поиск ГИБДД), IMHO сделано лучше.

Подытожим - из 8 сервисов, которые ФОРБС считает "легкими" - 2 не входят в задачи электронного правительства вообще. Из оставшихся - 3 - чреваты большим геморроем при реализации, который сейчас вдоволь зарабатывают настойчивые и упорные "первопроходцы" - пожелаем им удачи.  Оставшиеся 3 можно сделать, но по 1-му из них возникает вопрос "а кому это надо ?"

Я считаю, прекрасная иллюстрация картинки о слепом заимствовании зарубежного опыта , и о необходимости при "привязке к земле" учитывать реальные ресурсные ограничения и возможности.

p.s. За то время, пока вы читали это пост - в мире было нелегально скачано свыше ~ 15 млн MP3 треков. Включим в эадачи электронного правительства ? Ну или протонного, или на худой конец нейтронного ? :-)

 

Tags: информационное общество, электронная россия, электронное правительство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments